Вопросы-ответы

Категория: Прочие работы и затраты
Всего вопросов в категории: 62

04.02.2014

Вопрос:

В соответствии с п.25 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87, раздел 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат. Нужно ли включать в этот перечень затрат плату за негативное воздействие на окружающую среду, определённую в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ от 12.06.2003 №3 44 и от 1.07.2005 № 410 для загрязняющих веществ и отходов, поступающих в окружающую среду в соответствии с проектной документацией.

Ответ:

Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления, согласно действующему законодательству включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов производства определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, а в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства описания решении по вывозу, дезактивации и утилизации отходов и загрязненных грунтов, приводимого в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», и справки (калькуляции) предприятия о стоимости размещения и утилизации строительного мусора и отходов производства.

Затраты, связанные с оплатой услуг (включая плату за негативное воздействие на окружающую среду) определяются расчетами и учитываются в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7,8) сводного сметного расчета стоимости строительства.

(Письмо от 03.09.2013 № 9469-БМ/12/ГС)

Дата публикации: 04.02.2014
вернуться к списку категорий
04.09.2013

Вопрос: Федеральный закон от 06.04.2011 года № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (абз. 12 и 15, п. 5, ст.1) устанавливает внесение платы за возмещение вреда, причинённого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, то есть практически всему автотранспорту, участвующему в перевозке грузов для строительства.
Данное положение вступает в силу с 1 января 2013 года, однако механизм его реализации и порядок расчёта оплаты в настоящее время отсутствует. Кроме того, плата за проезд приведёт к увеличению сметной стоимости строительства многих объектов, хотя данные затраты ещё не заложены в сметную стоимость строительства. Необходим нормативный документ по компенсации данных затрат.

Ответ:

Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся согласно статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и включаются в себестоимость строительной продукции.
Согласно пункту 3.7 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.
С учетом изложенного затраты, связанные с платой в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установленные Федеральным законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ, определяются расчетами и учитываются в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.
В случае отсутствия указанных средств в сводном сметном расчете оплата платежей может производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты заказчика.

Письмо от 14.03.2013 №1652-ДБ/12/ГС

Дата публикации: 04.09.2013
вернуться к списку категорий
11.03.2013

Вопрос:

 На сегодняшний день МДС 81-35.2004 не определен порядок учета затрат на проведение работ по археологическому надзору.
Просим разъяснить:
1) Как рассчитываются затраты на проведение археологического надзора для включения в сводный сметный расчет стоимости строительства и согласование затрат при проведении экспертизы проектной документации?
2) В какой главе сводного сметного расчета стоимости строительства объекта необходимо учитывать затраты на проведение археологического надзора специализированной организацией?
3) Правомерно ли использование «Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры» 1991 года (СЦНПР-91, реставрационные нормы), табл. 1-10 «Зондажи и шурфы» для расчета стоимости археологического надзора. Указанный сборник утвержден приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 № 321, относится к отраслевым сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов (в подраздел 2 «Временно действующие сборники отраслевых сметных нормативов», срок включения в реестр до 31.12.2012 года).

Ответ:

В случае невозможности определения стоимости затрат, в том числе на проведение археологического надзора, с применением действующих нормативных документов, их стоимость может быть определена на основании калькуляции затрат по форме 3п, приведенной в приложении 2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.
В соответствии с пунктом 4.85 МДС 81-35.2004 рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, приведенный в приложении 8, учитывает основные виды прочих работ и затрат и может быть дополнен другими видами прочих затрат, учитывающих специфические условия строительства. Госстрой считает, что по согласованию с заказчиком, затраты на проведение археологического надзора могут быть учтены в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.
В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
Вопросы, касающиеся примененя данных нормативов для определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или капитального ремонта которых планируется осуществить без привлечения средств федерального бюджета, являются полномочиями соответствующего распорядителя средств.

Письмо от 12.11.2012 №1853-СГ/005/ГС

Дата публикации: 11.03.2013
вернуться к списку категорий
21.01.2013

Вопрос: В главе 9 сводного сметного расчета стоимости автомобильной дороги предусмотрены затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций от мест временного проживания до мест производства работ на объекте и обратно.
При проведении расчетов за выполненные работы отдельные структурные подразделения Заказчика настаивают на оплате только части указанных затрат по перевозке (до нулевого пикета строящейся автодороги), считая что остальная их часть учтена, в соответствии с пунктом 13 раздела III приложения 6 «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004», в накладных расходах.
Мы не согласны с таким подходом, так как расходы по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки не имеют отношения к затратам по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций от мест временного проживания до мест производства работ на объекте, и считаем, что при проведении указанных расчетов необходимо руководствоваться пунктом 9а раздела V этих же Методических указаний и пунктом 9.3 приложения 8 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004», которыми установлено, что все затраты по перевозке работников к месту работы и обратно должны возмещаться заказчиками за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика.

Ответ:

Затраты, связанные с ежедневными перевозками работников строительных и монтажных организаций от мест временного проживания до мест производства работ на линейном объекте и обратно, не относятся к расходам по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки.
В случае отсутствия городского или муниципального транспорта и возможности организации специальных маршрутов, затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, оплачиваются заказчиком за счет средств, включенных в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства, в соответствии с пунктом 9.3 приложения № 8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) и пунктом 9а раздела V приложения 6 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).

Письмо от 07.02.2012 №2342-ДШ/08

Дата публикации: 21.01.2013
вернуться к списку категорий
24.09.2012

Вопрос: При подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, организация коммунального комплекса (муниципальное предприятие), являющаяся балансодержателем и эксплуатирующей организацией сетей водоснабжения и водоотведения, осуществляет выдачу технических условий на подключение объектов капитального строительства к указанным сетям. При этом возникают ситуации, когда для подключения объекта требуется провести технические мероприятия (создать техническую возможность подключения) на сетях организации коммунального комплекса (реконструкция насосных станций - замена насосов, труб и др. с увеличением пропускной способности) и указанные мероприятия не включены в инвестиционную программу данной организации. В связи с этим, организация коммунального комплекса выдает технические условия, в которых возлагает исполнение указанных мероприятий на заказчика, не взимая при этом плату за выдачу технических условий и последующее подключение. Указанный порядок подключения соответствует Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 360, в ред. от 27.11.2010 г. N 940), пункт 14 (2), которых гласит, что при отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается. Между тем, наша организация осуществляет расходование бюджетных средств, выделенных на строительство объекта по целевому назначению, и производить реконструкцию насосных станций, принадлежащих стороннему юридическому лицу, не представляется возможным. На основании вышеизложенного, просим разъяснить, возможно ли в указанной ситуации применить индивидуальный тариф (по примеру технологического присоединения к электрическим сетям), утвержденный муниципальным органам власти, в который будут включены затраты по созданию технической возможности подключения на сетях организации коммунального комплекса.

Ответ:

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 48) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее Постановление № 83), от 21 марта 2007 г. № 168 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации.
В сметной документации средства на оплату за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения рекомендуется предусматривать в главе 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета стоимости строительства (реконструкции) объекта.
При этом затраты на строительство (реконструкцию) инженерных сетей и сооружений, необходимых для подключения строящихся объектов капитального строительства, не должны учитываться в сметной стоимости строительства объекта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением № 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Извлечение из письма от 16.09.2011 №21331-08/ДБ-ОГ

Дата публикации: 24.09.2012
вернуться к списку категорий
13.08.2012

Вопрос: При выполнении работ по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту служебных зданий, осуществляемыми сторонними организациями, привлекаемыми на договорной основе, образуются отходы производства и потребления, размещение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Структурные подразделения нашей организации в соответствии с законодательством об охране окружающей среды разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получают документы об утверждении нормативов. При разработке проектов нормативов учитываются те виды и объемы отходов производства и потребления, которые образуются в деятельности конкретного структурного подразделения.
При проведении строительства (реконструкции) и капитального ремонта служебных зданий образуются дополнительные виды и объемы отходов, например строительные отходы от разборки зданий, которые при разработке проектов лимитов на размещение отходов конкретного подразделения организации не были учтены. Согласно Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632) при оплате сверхлимитного загрязнения окружающей природной среды у подразделений возникают непредвиденные расходы на уплату сверхлимитных платежей за размещение отходов.
Вместе с тем порядок определения сметной стоимости установлен МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Положения, приведенные в МДС 81-35.2004, разработаны для определения стоимости строительства (реконструкции) и ремонтных работ, а также для формирования цен на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы. Включение затрат по уплате за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) в стоимость строительства (реконструкции) и капитального ремонта МДС 81-35.2004 не предусмотрено.
В связи с тем, что согласно Положению о Минрегионе России (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 40) и Приказу Минрегиона России от 11.04.2008 № 44, вопросы применения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования и разработка документов, регламентирующих применение сметных нормативов, отнесены к ведению Министерства регионального развития Российской Федерации и на основании вышеизложенного просим дать разъяснение по следующим возникшим вопросам:
- возможно ли включение указанных выше затрат в сметную стоимость реконструкции (капитального ремонта) и, в какой главе сводного сметного расчета учитывать затраты;
- на основании каких нормативных документов, и в каких размерах следует учитывать в сметной стоимости данные затраты;
- как учитывать данные затраты и производить расчеты за выполненные работы при заключении договора с твердой ценой.

Ответ:

Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления, согласно действующему законодательству включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, а в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства также описания решений по вызову, дезактивации и утилизации отходов и загрязненных грунтов, приводимого в разделе 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства», и справки (калькуляции) предприятия о стоимости размещения и утилизации строительного мусора и отходов.
Затраты, связанные с оплатой указанных услуг определяются расчетами и учитываются в соответствии с п. 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81 -35.2004 в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7, 8) сводного сметного расчета стоимости строительства.
Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах.
Взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Извлечение из письма от -3.05.2011 №11086-ИП/08

Дата публикации: 13.08.2012
вернуться к списку категорий
30.07.2012

Вопрос: При получении акта о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам на территории РФ, управлением государственного строительного надзора выставляется требование в предоставлении отчета о проведении тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания в соответствии с п. 11.4 СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, который гласит: При приемке зданий в эксплуатацию следует осуществлять: выборочный контроль кратности воздухообмена в 2-3 помещениях (квартирах) или в здании при разности давлений 50 Па согласно разделу 8 и ГОСТ 31167, и при несоответствии данным нормам принимать меры по снижению воздухопроницаемости ограждающих конструкций по всему зданию согласно ГОСТ 26629 Тепловизионный контроль качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения. Данный вид контроля не предусмотрен сметными нормативами. Просим поручить разъяснить, кто должен производить оплату данного вида работ, и какой главой сводного сметного расчета эта оплата должна учитываться.

Ответ:

Если действующими регламентами (нормативными документами) предусмотрено обязательное выполнение тепловизионного контроля качества тепловой защиты объектов, выполняемого при приемки здания в эксплуатацию, то затраты на его выполнение, с учетом п.4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1, рекомендуется включать в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета.
При этом, в случае отсутствия расценок на выполнение указанных работ стоимость их может быть определена на основании калькуляции затрат по форме 3п, приведенной в приложении 2 (МДС 81-35.2004).

Извлечение из письма от 29.12.2011 №30785-08/ДШ-ОГ

Дата публикации: 30.07.2012
вернуться к списку категорий
13.06.2012

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям ...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, органы экспертизы осуществляют оценку достоверности сметной стоимости, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе территориальным сметным нормативам.
Минрегионом России письмом от 09.07.2010 г. № 26686-КК/08, было предложено в срок до 1 августа 2010 года привести территориальные сметные нормативы в соответствие с государственными сметными нормативами. При этом территориальные сметные нормативы, не приведенные в соответствие с государственными до указанного срока, исключены из реестра сметных нормативов.
Учитывая, что комплексная сдача ПСД на экспертизу была произведена 01.10.2010 г., требования ФГУ «Главгосэкспертизы» о пересчете временных автодорог и мостов на них по сметным нормативам в редакции 2009-2010 г.г. являются обоснованными.
Дополнительные затраты на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 км, определяемые в соответствии с п. 6 сборника «Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Общие положения. Приложения» учитываются в локальной смете.
Затраты на перевозку материалов и оборудования, стоимость которых определена по прайс-листам, рекомендуется определять на основании калькуляций транспортных расходов по идентичным группам материалов и оборудования.
При этом согласно п. 4.60 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 при отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы на доставку оборудования могут приниматься в размере 3-6 % от отпускной цены на оборудование.
Согласно пункту 3.2.11 Методических рекомендаций по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденных протоколом МВК по подрядным торгам в строительстве при Госстрое России от 05.10.1999 № 12, подрядная организация по согласованию с заказчиком имеет право включать при необходимости затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями МВД России и частными предприятиями, имеющими право на осуществление охранной деятельности, в перечень прочих работ и затрат, учитываемых при составлении сметной документации.
Данные затраты учитываются в сводном сметном расчете в главе 9 «Прочие работы и затраты». Размер норматива затрат на усиленную охрану объекта не установлен и должен применяться по согласованию с заказчиком.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 -2013 года (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) 02.02.2011 регистрационный № 168/11-13) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в строительном комплексе России, взаимные обязательства сторон, а также определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам.
В соответствии с п. 3.17 Соглашения премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства устанавливается по соглашению сторон (заказчика и подрядчика). При этом могут использоваться показатели, содержащиеся в приложении к письму Минтруда СССР № 1336-ВК и Госстроя СССР № 1-Д от 10.10.91г. «Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ».
При решении вопроса о размере резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включаемого в сводный сметный расчет стоимости строительства, необходимо исходить не только из принадлежности объектов, согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к технически сложным и уникальным, а с учетом наличия в возводимых объектах конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета, используются индивидуальные проекты, а также строительство предусматривается в сложных геологических условиях.
Учитывая, что к непредвиденным затратам относятся такие затраты, которые, как правило, невозможно предвидеть при проектировании и согласовании сметной документации, для согласования размера резерва непредвиденных затрат необходимо представить соответствующие обосновывающие материалы и расчеты.
Действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, Минрегион России сообщает, что требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не предусмотренных договором подряда, является не обоснованным.
В соответствии с п. 1(в) Общих положений Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007) в нормах Сборника учтены затраты, связанные с устройством и разборкой обычных тепляков - простейших технологических укрытий.
Затраты на устройство специальных технологических укрытий (тепляков) необходимо определять дополнительно. К специальным укрытиям относятся технологические укрытия, сооружаемые в соответствии с проектными решениями на их устройство.
С учетом изложенного, в тех случаях, когда необходимость использования технологических укрытий и их обогрев при устройстве конструкций из монолитного бетона (железобетона) предусмотрена проектной документацией, согласованной с заказчиком, затраты на их устройство следует определять отдельным расчетом и учитывать в локальной (объектной) смете.

Извлечение из письма от 01.04.2011 №7737-ЮР/08

Дата публикации: 13.06.2012
вернуться к списку категорий
21.05.2012

Вопрос: В ходе выполнения работ по строительству моста возникли вопросы по правомерности включения в состав прочих затрат сводного сметного расчета аренды флота. Так, согласно МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», действовавшего до 09.03.2004 года, затраты по аренде флота при строительстве мостов следовало относить к прочим затратам главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета. Однако, в действующей редакции МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», в рекомендованном перечне затрат, относимых к главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета, аренды флота нет. В связи с этим просим разъяснить, правильность отнесения затрат по аренде флота.

Ответ:

Затраты по аренде флота при строительстве мостов определяются по расчету на основании данных проекта организации строительства и в соответствии с п.4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Извлечение из письма от 20.09.2011 №25650-ДБ/08

Дата публикации: 21.05.2012
вернуться к списку категорий
26.03.2012

Вопрос: Какой на сегодняшний день действует нормативный документ для составления сметного расчета по энергетическому обследованию?

Ответ: Затраты на энергетическое обследование, осуществляемое по решению заказчика с целью обнаружения скрытых дефектов на построенных объектах до сдачи их в эксплуатацию, в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (признана Минюстом России документом, не нуждающимся в регистрации - письмо Минюста России от 10.03.2004 № 07/2699-ЮД), рекомендуется включать в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

При отсутствии расценок на выполнение указанных работ их стоимость может быть определена на основании калькуляции затрат по форме № 3п, приведенной в приложении 2 к МДС 81-35.2004.

Извлечение из письма от 12.08.2011 №18339-08/ИП-ОГ

Дата публикации: 28.03.2012
вернуться к списку категорий

Подписка
на обновления сайта

ГОССТРОЙИНФО

Федеральная
информационная служба
по ценообразованию
в строительстве
Чтобы подписаться на рассылку
новостей введите свой e-mail:
Подписаться
26423 подписчиков