Вопросы-ответы

Категория: Затраты на временные здания и сооружения
Всего вопросов в категории: 50

13.11.2013

Вопрос:

В соответствии с п.п. 4.83 и 4.84 МДС 81-35.2004 при строительстве специальных объектов Минобороны России размер средств, предназначенных для возведения временных зданий и сооружений, как правило, определяется по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений, а по другим объектам - по нормам, приведенным в Сборниках ГСН 81-05-01-2001 и ГСНР 81-05-01-2001.

Просим дать разъяснение:

кто (заказчик или подрядчик) и за счет каких средств должен составлять проектно-сметную документацию, необходимую для возведения титульных временных зданий и сооружений, если размер этих средств определяется по расчету на основании ПОС;

кто (заказчик или подрядчик) и за счет каких средств должен составлять проектно - сметную документацию, необходимую для возведения временных зданий и сооружений, норма которых определяется в процентах, приведенных в Сборниках ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001.

Ответ:

Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, обоснования потребности строительства во временных зданиях и сооружениях должны быть представлены в составе проекта организации строительства (ПОС) с указанием перечня временных зданий и сооружений и места их расположения на генеральном плане строительства.

С учетом изложенного затраты на разработку проектно-сметной документации на строительство титульных временных зданий и сооружений учитываются в главе 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета стоимости строительства вне зависимости от способа определения этих затрат, предусмотренных в пункте 4.84 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004).

Подрядная организация осуществляет привязку типовых временных зданий и сооружений, в том числе мобильных (инвентарных) зданий за счет накладных расходов по статье «Расходы по проектированию производства работ».

(Письмо от 26.06.2013 № 5666 – ДБ/12/ГС)

Дата публикации: 13.11.2013
вернуться к списку категорий
25.09.2013

Вопрос:

Пунктом 1.5. Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 предусмотрены затраты сверх норм для титульных временных зданий и сооружений, в том числе средства на «строительство необходимых временных подъездных путей (автомобильных, железнодорожных и т.п.) при строительстве линейных сооружений с целью обеспечения подвоза строительных материалов в случае, когда строительство искусственных сооружений: мостов, путепроводов, тоннелей и т.д., осуществляется до начала работ на трассе».

Просим направить в наш адрес разъяснения, в каких случаях применяется вышеуказанная норма.

Ответ:

В сметных нормах на строительство титульных временных зданий и сооружений не учтены затраты на строительство необходимых временных подъездных путей при строительстве линейных сооружений.

Указанные затраты согласно пункту 1.5 ГСН 81-05-01-2001 дополнительно включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета при соответствующих обоснованиях, предусмотренных проектом организации строительства (ПОС).

Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, обоснования потребности строительства во временных зданиях и сооружениях должны быть представлены в составе ПОС с указанием перечня временных зданий и сооружений и места их расположения на строительном генеральном плане строительства, а также описанием транспортной схемы доставки материально- технических ресурсов с указанием мест расположения станций разгрузки, промежуточных складов и временных подъездных дорог, в том числе временной дороги вдоль линейного объекта.


(Письмо от 14.03.2013 № 1676-ДБ/12/ГС)

Дата публикации: 25.09.2013
вернуться к списку категорий
12.08.2013

Вопрос:

Затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений учтены в составе твердой договорной цены по указанному объекту по норме «Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001)» в размере 1,8% от стоимости СМР по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета.
Проверяющая организация сочла необоснованным применение отчислений на строительство временных зданий и сооружений по норме указанного Сборника.
При этом ею (проверяющей организацией) не было принято во внимание то, что пунктом 4.84. «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)» установлено, что расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам.
Просим разъяснения по изложенному вопросу.

Ответ:

С вводом в действие с 09.03.2004 года Методики определения стоимости продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, был уточнен порядок расчетов за временные здания и сооружения, предусмотренный пунктом 3.2 ГСН 81-05-01-2001.
Согласно пункту 4.84 МДС 81-35.2004 расчеты за временные здания и сооружения в соответствии с договорными условиями могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Учитывая изложенное, сообщается, что в тех случаях, когда размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, определен по установленной норме и взаиморасчеты производятся по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется, если иное не предусмотрено государственным контрактом (договором подряда).

Письмо от 12.02.2013 №615-БМ/12/ГС

Дата публикации: 12.08.2013
вернуться к списку категорий
21.05.2013

Вопрос: Шламовый амбар представляет собой выкопанную в грунте выемку выстланную гидроизоляционным покрытием. Стенки амбара не являются строительной конструкцией в капитальном исполнении, несут временные функции для удержания отходов бурения в теле амбара для последующего их обезвреживания, выемки или захоронения. Шламовый амбар, как объект капитального строительства не включен в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации. Таким образом, согласно законодательству в области технического регулирования, шламовые амбары не несут признаков объектов капитального строительства. Просим дать разъяснение, относятся ли буровые шламовые амбары согласно Градостроительному кодексу РФ к временным сооружениям или они являются объектами капитального строительства.

Ответ:

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Работы по возведению временных зданий и сооружений относятся к некапитальным работам. С учетом изложенного сооружение буровых шламовых амбаров при разработке нефтяных, газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений относится к временным вспомогательным устройствам и в соответствии с проектными данными учитываются в сметах основных объектов строительства.

Письмо от 07.11.2012 №1607-СГ/005/ГС

Дата публикации: 21.05.2013
вернуться к списку категорий
19.02.2013

Вопрос: Основным замечанием по объекту значится отсутствие учета возведенных временных зданий и сооружений, что противоречит пункту 3.4 ГСН 81-05-01-2001 «... по окончании возведения титульных временных зданий и сооружений подрядчик обязан сдать их заказчику независимо от принятого в договоре подряда расчетов, построенные временные здания и сооружения должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода в соответствии с порядком, установленным для основных средств, с зачислением на баланс заказчика». В нашем случае, проект организации строительства (ПОС), входящий в состав проекта, получившего положительное заключение Главгосэкспертизы России не предусматривал строительство титульных временных зданий и сооружений, требующих отдельного ввода их в эксплуатацию.
Мы считаем, что работы и затраты на титульные временные здания и сооружения по вышеуказанному контракту невозможно ввести в эксплуатацию с оформлением актов ввода. Требуется ли оформление актов ввода временных зданий и сооружений при их приспособлении?

Ответ:

Затраты, связанные с арендой и приспособлением существующих помещений для обслуживания работников строительства, определяются сметными расчетами, согласованными с заказчиком, без оформления актов ввода в эксплуатацию.
При этом стоимость приспособления существующих помещений не должна превышать величину лимитов, выделенных на строительство временных здании и сооружений, учтенных в сводном сметном расчете.

Письмо от 25.10.2012 №990-СГ/005/ГС

Дата публикации: 19.02.2013
вернуться к списку категорий
04.02.2013

Вопрос: Наша организация ведет строительство комплекса, содержащего целый ряд уникальных зданий и сооружений. В связи со специфическим расположение комплекса все необходимые материалы завозятся с применением морского транспорта, на строительной площадке сооружен бетонный завод мощностью 80 м3/час, 15 км временных дорог, большое количество временных инженерных коммуникаций, склады, в том числе отапливаемые для принятия и хранения уникального оборудования, систем жизнеобеспечения. Просим рекомендовать применение норматива затрат на временные здания и сооружения ГСН 81-05-01-2001, соответствующего статусу уникального для строящегося объекта.

Ответ:

В соответствии с п. 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации включается проект организации строительства (далее - ПОС).
Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 ПОС должен содержать: обоснование потребности строительства временными зданиями и сооружениями; обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве; сведения о возможности использование местной рабочей силы; перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом.
При этом в соответствии с п. 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных временных зданий и сооружений, может определяться:
по расчету, основанному на данных ПОС, в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
по нормам, приведенным в сборниках сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительным затратам, не учтенным сметными нормами.
С учетом изложенного считаем, что разработка индивидуального норматива на временные здания и сооружения для объекта не требуется.

Письмо от 8.06.2012 №14113-ДШ/08

Дата публикации: 04.02.2013
вернуться к списку категорий
13.06.2012

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям ...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, органы экспертизы осуществляют оценку достоверности сметной стоимости, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе территориальным сметным нормативам.
Минрегионом России письмом от 09.07.2010 г. № 26686-КК/08, было предложено в срок до 1 августа 2010 года привести территориальные сметные нормативы в соответствие с государственными сметными нормативами. При этом территориальные сметные нормативы, не приведенные в соответствие с государственными до указанного срока, исключены из реестра сметных нормативов.
Учитывая, что комплексная сдача ПСД на экспертизу была произведена 01.10.2010 г., требования ФГУ «Главгосэкспертизы» о пересчете временных автодорог и мостов на них по сметным нормативам в редакции 2009-2010 г.г. являются обоснованными.
Дополнительные затраты на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 км, определяемые в соответствии с п. 6 сборника «Федеральных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Общие положения. Приложения» учитываются в локальной смете.
Затраты на перевозку материалов и оборудования, стоимость которых определена по прайс-листам, рекомендуется определять на основании калькуляций транспортных расходов по идентичным группам материалов и оборудования.
При этом согласно п. 4.60 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 при отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы на доставку оборудования могут приниматься в размере 3-6 % от отпускной цены на оборудование.
Согласно пункту 3.2.11 Методических рекомендаций по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденных протоколом МВК по подрядным торгам в строительстве при Госстрое России от 05.10.1999 № 12, подрядная организация по согласованию с заказчиком имеет право включать при необходимости затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями МВД России и частными предприятиями, имеющими право на осуществление охранной деятельности, в перечень прочих работ и затрат, учитываемых при составлении сметной документации.
Данные затраты учитываются в сводном сметном расчете в главе 9 «Прочие работы и затраты». Размер норматива затрат на усиленную охрану объекта не установлен и должен применяться по согласованию с заказчиком.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 -2013 года (зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) 02.02.2011 регистрационный № 168/11-13) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в строительном комплексе России, взаимные обязательства сторон, а также определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам.
В соответствии с п. 3.17 Соглашения премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства устанавливается по соглашению сторон (заказчика и подрядчика). При этом могут использоваться показатели, содержащиеся в приложении к письму Минтруда СССР № 1336-ВК и Госстроя СССР № 1-Д от 10.10.91г. «Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов в процентах от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ».
При решении вопроса о размере резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включаемого в сводный сметный расчет стоимости строительства, необходимо исходить не только из принадлежности объектов, согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к технически сложным и уникальным, а с учетом наличия в возводимых объектах конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета, используются индивидуальные проекты, а также строительство предусматривается в сложных геологических условиях.
Учитывая, что к непредвиденным затратам относятся такие затраты, которые, как правило, невозможно предвидеть при проектировании и согласовании сметной документации, для согласования размера резерва непредвиденных затрат необходимо представить соответствующие обосновывающие материалы и расчеты.
Действующими нормативными документами МДС 81-35.2004 и ГСН 81-05-01-2001 не предусмотрен фиксированный размер возвратных сумм от реализации материалов за разборку титульных временных зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, Минрегион России сообщает, что требование об удержании возвратных сумм в размере 15% от стоимости титульных временных зданий и сооружений, не предусмотренных договором подряда, является не обоснованным.
В соответствии с п. 1(в) Общих положений Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007) в нормах Сборника учтены затраты, связанные с устройством и разборкой обычных тепляков - простейших технологических укрытий.
Затраты на устройство специальных технологических укрытий (тепляков) необходимо определять дополнительно. К специальным укрытиям относятся технологические укрытия, сооружаемые в соответствии с проектными решениями на их устройство.
С учетом изложенного, в тех случаях, когда необходимость использования технологических укрытий и их обогрев при устройстве конструкций из монолитного бетона (железобетона) предусмотрена проектной документацией, согласованной с заказчиком, затраты на их устройство следует определять отдельным расчетом и учитывать в локальной (объектной) смете.

Извлечение из письма от 01.04.2011 №7737-ЮР/08

Дата публикации: 13.06.2012
вернуться к списку категорий
21.03.2011

Вопрос: Согласно ГСН 81-05-01-2001 и письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) от 30.11.2006 № 02-1852 затраты по сооружению временных мостов учитываются в объектных сметах основных объектов строительства в соответствии с проектом производства работ (ПОС) или проектом производства работ (ППР).
Прошу разъяснить, можно ли руководствоваться данным письмом при определении стоимости строительства временного пешеходного моста.

Ответ: По мнению Минрегиона России при строительстве новых или переустройстве (реконструкции, ремонте) действующих мостов, затраты на сооружение временных мостов, в том числе и пешеходных, строительство которых через естественные преграды обусловлено проектом организации строительства, не учтены сметными нормами затрат на строительство временных зданий и сооружений.
Указанные затраты в соответствии с п. 1.7 ГСН 81-05-01-2001 рекомендуется учитывать непосредственно в объектных сметах на капитальное строительство постоянного моста.
Извлечение из письма от 06.12.2010 №40930-ИП/08
вернуться к списку категорий
31.01.2011

Вопрос: Заказчик при расчете начальной (твердой) цены государственных контрактов к сметным нормам на строительство временных зданий и сооружений, установленных в сводном сметном расчете согласно ГСН 81-05-01-2001, применяет понижающий коэффициент 0,85, учитывающий возврат материалов от разборки временных зданий и сооружений.
Однако, согласно пункту 3.6 ГСН 81-05-01-2001 материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии.
Кроме того, согласно пункту 4.100.1 МДС 81-35.2004 возвратные суммы от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, учитываются за итогом сводного сметного расчета, т. е. при этом не происходит уменьшение сметной стоимости.
В этой связи прошу разъяснить: правомерно ли требование заказчика о применении коэффициента 0,85 к нормативу на строительство временных зданий и сооружений при расчете твердой цены контракта.

Ответ: При определении начальной (максимальной) цены торгов (аукциона), по результатам которых заключается твердая договорная цена, размер затрат на строительство временных зданий и сооружений рекомендуется определять с учетом предполагаемых возвратных сумм от реализации материалов, изделий и конструкций, полученных при разборке временных зданий и сооружений.
При этом, по решению заказчика, возвратные суммы могут быть определены как на основании расчетов, так и в процентах от стоимости строительства временных зданий и сооружений. При этом сообщаем, что при составлении сметной документации в нормах и ценах 1984 (1991) г. возвратные суммы принимались в размере 15% от стоимости строительства временных зданий и сооружений.
Учет возвратных сумм от разборки временных зданий и сооружений путем уменьшения нормативов на временные здания и сооружения не рекомендуется.
Извлечение из письма от 03.09.2010 №31620-ИП/08
вернуться к списку категорий
30.08.2010

Вопрос: В соответствии с п.4.84 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004» расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
При расчетах за фактически построенные здания и сооружения имеют место разногласия с отдельными заказчиками и проверяющими организациями по составу затрат подрядных организаций на строительство титульных временных зданий и сооружений, подлежащих оплате.
В связи с этим, прошу Вас дать разъяснения по порядку оплаты следующих затрат подрядных организаций:
1. Затрат на содержание временных зданий и сооружений.
2. Затрат на ремонт временных зданий и сооружений.
3. Затрат на разборку временных зданий и сооружений.
4. Затрат по приведению в пригодное состояние материалов от разборки временных зданий и сооружений и доставке их в места складирования.
5. Затрат на эксплуатацию временных зданий и сооружений (затрат на электроосвещение, на обогрев, на откачку септиков, на вывоз бытового мусора, на содержание в чистоте и благоустройство прилегающей к стройплощадке территории, на обслуживание городскими организациями биотуалетов и др.).
6. Затрат на разработку проектно-сметной документации на строительство титульных временных зданий и сооружений.

Ответ: В соответствии с п.3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Подрядная организация, эксплуатирующая построенные и принятые заказчиком временные титульные здания и сооружения, осуществляет их обслуживание в соответствии с договором подряда.
Затраты, связанные с содержанием, ремонтом и обслуживанием таких объектов, могут компенсироваться за счет их отнесения:
- по временным зданиям и сооружениям производственного назначения (мастерские многопрофильного назначения, электростанции, КТП, подводящие сети электроснабжения, котельные, насосные, бетонорастворные узлы, асфальтобетонные заводы, полигоны для изготовления железобетонных изделий и т.п.) - на себестоимость выпускаемой продукции;
- по зданиям и сооружениям транспортного назначения (временные гаражи для грузовых машин) - на себестоимость перевозок;
- по объектам, связанным с использованием строительных машин - на затраты по эксплуатации машин;
- по зданиям и сооружениям административно-хозяйственного назначения - на накладные расходы строительной организации.
Согласно п.3.5 ГСН 81-05-01-2001 затраты по разборке временных зданий и сооружений оплачиваются при их ликвидации.
В соответствии с п.4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов и изделий, получаемых от разборки конструкций и пригодных для повторного применения, не исключаются из итога локальных смет и из объема выполненных работ.
Указанные суммы за вычетом расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования приводятся справочно за итогом локальной сметы.
С учетом изложенного из итога локальных смет не исключаются погрузо-разгрузочные работы и транспортные затраты по доставке материалов и изделий.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи, что должно быть подтверждено актом, подписанным заказчиком, проектной организацией и подрядчиком, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
В соответствии с п. 1.6 ГСН 81-05-01 -2001 затраты на разработку проектно-сметной документации на строительство титульных временных зданий и сооружений учитываются в главе 12 сводного сметного расчета.
Привязка типовых временных зданий и сооружений осуществляется за счет статьи накладных расходов «Расходы по проектированию производства».
Извлечение из письма от 09.04.2010 №13702-ИП/08
вернуться к списку категорий

Подписка
на обновления сайта

ГОССТРОЙИНФО

Федеральная
информационная служба
по ценообразованию
в строительстве
Чтобы подписаться на рассылку
новостей введите свой e-mail:
Подписаться
26423 подписчиков