Вопросы-ответы

Категория: Строительные и специальные строительные работы (порядок применения норм и расценок)
Всего вопросов в категории: 80

12.09.2014

Вопрос:

Просим дать разъяснение по следующему вопросу:

Смета, по которой работает наша организация, составлена ресурсным методом на основании ГЭСН, вид работ - устройство асфальтобетонного покрытия из горячей плот­ной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки 2 толщиной 4см плотностью каменных материалов 2,5-2,9т/мЗ с применением импортного асфальтоукладчика «Титан- 325», применена расценка ГЭСН 27-06-029-01. В составе расценки расход асфальтобетон­ной смеси принят в количестве 105,26т на 1000м2. Заказчик не разрешает принять такой расход, мотивируя тем, что в строке ресурсов смесь названа тип А марка 1, и якобы расход дан только на эту смесь, а у нас тип Б марки 2, и расход якобы должен быть другой, меньше. Наше пояснение, что расход 105,26т/1000м2 дан усредненно на все три типа смесей (А, Б, В), заказчик не принял. Вместо этого заказчик заставляет применить норму расхода 96,6т на 1000м2 из расценки 27-06-020-01, ресурс «Смесь асфальтобетонная».

Можно ли применить расценку ГЭСН 27-06-029-01 для устройства асфальтобетонно­го покрытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки 2 толщиной 4см плотностью каменных материалов 2,5-2,9т/мЗ с применением импорт­ного асфальтоукладчика «Титан-325» (вместо типа А марки 1)?

Если да, то можно ли в этой расценке принять расход для ресурса «Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь тип Б марка 2» тот же, что и в расценке для смеси типа А марки 1, то есть 105,26т/1000м2?

Если нет, то какой расход асфальтобетонной смеси тип Б марка 2 необходимо при­нять, и прав ли заказчик, устанавливая норму расхода асфальтобетонной смеси типа Б марки в количестве 96,6/1000м2. из другой расценки?

Ответ:

При определении сметной стоимости работ по устройству асфальтобетонного по­крытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б марки 2, при­менение нормы и расценки 01 таблицы 27-06-029 части 27 «Автомобильные дороги» госу­дарственных сметных нормативов ГЭСН (ФБР) - 2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.01.2014 № 31/пр (далее - Нормативы), представляется не целесообразным.

При определении сметной стоимости данных работ возможно применение нормы и рас­ценки 03 таблицы 27-06-020 части 27 «Автомобильные дороги» Нормативов при условии соответствия состава работ и ресурсов норматива предусмотренной проектом технологии производства работ.

(Письмо от 07.08.2014 № 802 - 20601/ФЦ)

Дата публикации: 12.09.2014
вернуться к списку категорий
02.09.2014

Вопрос: Просим разъяснить правомерность применения коэффициентов разрыхле­ния грунтов согласно ЕНиР 2.1 «Механизированные и ручные земляные работы». При­ложение 2. Показатели разрыхления грунтов и пород. Графа 3 таблицы отражает коэф­фициенты увеличения объемов грунта после первоначальной разработки. Предположим:

1.        Разрабатываем грунт группы мергелей в отвал - 100мЗ

2.        Перемещение грунт на определенное расстояние уже с учетом коэффициента 1,37(п.8 табл.) - 137м3.

3.        Погрузка грунта - 137м3.

Заказчик считает неправомерным применение ЕНиРа, ссылаясь на то, что сметы со­ставлены в нормативных базах ГЭСН. Просим Вас разъяснить, на какой нормативный документ ГЭСН мы должны ссылаться для применения коэффициента разрыхления, от­раженного в нормативных базах ЕНиР.

Ответ:

При определении сметной стоимости работ с применением государственных сметных нормативов, утвержденных приказом Минстроя России от 30.01.2014 № 31/пр, для пересчета объема грунта, замеренного в состоянии естественной плотности, в объем грунта в отвале или насыпи возможно использование положений Приложения 2 «Показа­тели разрыхления грунтов и пород для пересчета объема, замеренного в отвале или насы­пи, в объем, соответствующий естественной плотности грунта или породы» сборника Е2 «Земляные работы» ЕНиР 1984 г.

(Письмо от 22.05.2014 № 497- 20260/ФЦ)

Дата публикации: 02.09.2014
вернуться к списку категорий
07.07.2014

Вопрос:

Нашей организацией в рамках выполнения комплекса работ по реконструкции водозаборного узла заключён договор на строительство 2-х резервуаров по 1000 мЗ каждый для хранения запаса чистой воды. Резервуары представляют из себя сооружения из монолитного железобетона с толщиной стен более 150 мм с плоским днищем, которые ввиду стеснённых условий строительства являются необсыпными и незаглубленными, утепляются пенопластом и обкладываются кирпичом, после чего монтируется вентилируемый фасад.

В ходе обсуждения стоимости работ у нас с Заказчиком возникли разногласия по поводу стоимости работ по монолитному железобетону и применения того или иного вида государственных элементных сметных норм.



Согласно ГЭСН 2001-06 Сборника №6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» (с изменениями от 15 октября 2002 г., 9 марта. 2004 г.) раздела 13 «Сооружения водопровода и канализации», в данном случае могут быть применены две нормы 06-01-062-4 «Устройство стен и плоских днищпри толщине более 150 мм прямоугольных сооружений» и 06-01-062-5 «Устройство железобетонных конструкций отстойников, резервуаров и прочих сооружений при днищах бункерного типа».

Заказчик считает, что в данном случае должна быть применена норма 06-01-062-4, мы же настаиваем на применении нормы 06-01-062-5, так как именно эта норма соответствует фактическим работам и затратам, в том числе и расходу материалов, необходимых для строительства резервуаров вышеуказанного чипа. Здесь необходимо отметить, что железобетонные чаши уже построены, а потому фактические затраты нами подтверждаются документально.

Просим Вас дать обоснованное разъяснение по поводу правильности применения той или другой из вышеуказанных норм при строительстве резервуаров обозначенного типа.

Ответ:

На основании представленных в обращении данных днища резервуаров представляют собой плоскую монолитную железобетонную конструкцию и не являются днищами бункерного типа.

             При составлении сметной документации, выбор той или иной расценки на выполняемые работы осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ.

             С учетом изложенного, представляется целесообразным применение нормы и расценки 04 таблицы 06-01-062 части 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17 ноября 2008 г. № 253.

            Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 2.15 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, в установленном порядке возможна разработка индивидуальных норм и расценок, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г. № 75/ГС.

(Письмо от 03.09.2013 № 9470-БМ/12/ГС)

Дата публикации: 07.07.2014
вернуться к списку категорий
24.06.2014

Вопрос: Просим разъяснить применение расценки ФЕР01-02-100-01 «Трелевка древесины на расстояние до 300 м тракторами...» и ФЕР01-02-100-07 «При трелевке на каждые последующие 100 м добавлять:...». По проекту среднее расстояние трелевки предусмотрено 1500м, соответственно стоимость работ определяем по ФЕР01-02-100-01 «Трелевка древесины на расстояние до 300 м тракторами..,» и добавляем до 1500м расстояние трелевки (1500-300=1200м)/100=12, т.е, ФЕР01-02- 100-07 «При трелевке на каждые последующие 100 м добавлять:...» с поправочным коэффициентом к=12 до проектного расстояния. Состав работ этих расценок имеет следующее содержание: «Застроповка хлыстов и их отцепка, трелевка их на расстояние до 5 км.». Правильно ли мы понимаем, что этими расценками следует руководствоваться, если расстояние трелевки не превышает 5км? Является ли правильным расчет, приведенный выше, при определении стоимости работ по трелевке древесины на расстояние 1500м? Просим подробно разъяснить формулировку состава работ этих расценок и корректность применения этих расценок.

Ответ: Нормы и расценки таблицы 01-02-100 части 1 «Земляные работы» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17.11.2008 № 253, применяются при определении сметной стоимости работ по трелевке древесины тракторами соответствующей мощности на расстояние до 5 км.Приведенный в обращении расчет сметной стоимости работ по трелевке древесины, представляется корректным.

Дата публикации: 24.06.2014
вернуться к списку категорий
10.02.2014

Вопрос:

Нашей организацией в рамках выполнения комплекса работ по реконструкции водозаборного узла заключён договор на строительство 2-х резервуаров по 1000 мЗ каждый для хранения запаса чистой воды. Резервуары представляют из себя сооружения из монолитного железобетона с толщиной стен более 150 мм с плоским днищем, которые ввиду стеснённых условий строительства являются необсыпными и незаглубленными, утепляются пенопластом и обкладываются кирпичом, после чего монтируется вентилируемый фасад.

В ходе обсуждения стоимости работ у нас с Заказчиком возникли разногласия по поводу стоимости работ по монолитному железобетону и применения того или иного вида государственных элементных сметных норм.


Согласно ГЭСН 2001- 06 Сборника № 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» (с изменениями от 15 октября 2002 г., 9 марта. 2004 г.) раздела 13 «Сооружения водопровода и канализации», в данном случае могут быть применены две нормы 06-01-062-4 «Устройство стен и плоских днищ при толщине более 150 мм прямоугольных сооружений» и 06-01-062-5 «Устройство железобетонных конструкций отстойников, резервуаров и прочих сооружений при днищах бункерного типа».

Заказчик считает, что в данном случае должна быть применена норма 06-01-062-4, мы же настаиваем на применении нормы 06-01-062-5, так как именно эта норма соответствует фактическим работам и затратам, в том числе и расходу материалов, необходимых для строительства резервуаров вышеуказанного чипа. Здесь необходимо отметить, что железобетонные чаши уже построены, а потому фактические затраты нами подтверждаются документально.

Просим Вас дать обоснованное разъяснение по поводу правильности применения той или другой из вышеуказанных норм при строительстве резервуаров обозначенного типа.

Ответ:

На основании представленных в обращении данных днища резервуаров представляют собой плоскую монолитную железобетонную конструкцию и не являются днищами бункерного типа.

При составлении сметной документации, выбор той или иной расценки на выполняемые работы осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ.

С учетом изложенного, представляется целесообразным применение нормы и расценки 04 таблицы 06-01-062 части 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17 ноября 2008 г. № 253.

Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 2.15 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, в установленном порядке возможна разработка индивидуальных норм и расценок, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г. № 75/ГС.

(Письмо от 03.09.2013 № 9470-БМ/12/ГС)

Дата публикации: 10.02.2014
вернуться к списку категорий
25.11.2013

Вопрос:

В расценках таблиц ТЕР 05-01-001 - ТЕР 05-01-03 на погружение свай дизель - молотом указаны неучтенные материалы (сваи железобетонные) с нормативным показателем расхода на 1 м3 свай - 1,01 (в 1 группе грунта) и 1,03 (во 2 группе грунта). Сваи железобетонные, принимаемые по расценкам сборника сметных цен на материалы, с единицей измерения «м3» учитываем в локальной смете с указанным расходом.

Просим разъяснить:

1. Следует ли применять указанный показатель расхода на 1 м3 ж/б свай к железобетонным сваям, принимаемым по расценкам с единицей измерения «1 шт.»?

2. Что учитывает нормативный показатель расхода неучтенных материалов (свай железобетонных) в расценках таблиц ТЕР 05-01-001 - ТЕР 05-01-03: он необходим для учета трудноустранимых потерь при производстве работ по забивке свай или для других целей?

Ответ:

При составлении сметной документации с применением норм и расценок части 5 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17 ноября 2008 г. № 253 г., показатели расхода материальных ресурсов принимаются в соответствии с показателями, указанными в используемых нормах и расценках.

В нормах и расценках таблиц с 05-01-001 по 05-01-003 части 5 «Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов», показатель расхода материального ресурса «Сваи железобетонные» (шифр ресурса 403-9132) учитывает норматив трудноустранимых потерь, возникающих в процессе производства строительных работ, соответствующих данным нормам и расценкам.


(Письмо от 24.07.2013 № 7303 – ДБ/12/ГС)

Дата публикации: 25.11.2013
вернуться к списку категорий
13.11.2013

Вопрос:

Пунктом 1.18.16. ФЕР 81-020П-2001 «Отопление - внутренние устройства» затраты на тепловое испытание систем отопления с проверкой равномерности прогрева отопительных приборов принимаются в размере 3% от заработной платы рабочих-строителей и стоимости эксплуатации машин и механизмов, учтенных в расценках на выполнение работ по устройству указанных систем.

Генподрядная организация требует учесть в сметной документации затраты на тепловое испытание систем отопления (3%) на монтаж труб и вентилей, входящих в систему отопления, расцененных по части 16 ФЕР-2001 «Трубопроводы внутренние»

Проcим разъяснить, при разработке сметной документации по разделу «Отопление» затраты на тепловое испытание систем отопления (3%) следует применять только к расценкам части 18 ФЕР-2001 «Отопление - внутренние устройства» или также к расценкам части 16 ФЕР- 2001 «Трубопроводы внутренние» для трубопроводов, входящих в систему отопления.


Ответ:

В соответствии с пунктом 1.18.16 «Общих положений» государственных сметных нормативов ГЭСН-2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17.11.2008 № 253 (далее - Приказ), затраты на тепловое испытание систем отопления с проверкой равномерности прогрева отопительных приборов принимаются в размере 3% от затрат труда и времени эксплуатации машин, учтенных в нормах на устройство указанных систем, включая нормы и расценки части 16 «Трубопроводы внутренние» ГЭСН-2001, утвержденные Приказом.


(Письмо от 16.05.2013 № 4171 – ДБ/12/ГС)


Дата публикации: 13.11.2013
вернуться к списку категорий
10.10.2013

Вопрос:

Просим дать разъяснения по правомерности применения расценок на «Технологический электропрогрев бетона (ФЕР 06-01-017-1)» и «Измерение температуры поверхности источника тепловыделения (ФЕРп 03-02-053-1)». Проектом предусмотрено, что «при зимнем бетонировании (при t<+5) не допускается бетонирование без прогрева». В соответствии с n.l.B. ГСН 81-05-02-2007, затраты на «применение электропрогрева бетона» уже включены в перечень дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. В зимнее удорожание входит только работа, соответственно, можем ли мы отдельно получить компенсацию за используемый материал, который остаётся в теле бетона, а так же получить компенсацию за используемую электроэнергию.

Ответ:

Дополнительные затраты, связанные с использованием специальных методов производства строительно - монтажных работ в зимний период при отрицательной температуре наружного воздуха, в т. ч. применение быстродействующих бетонов и растворов, введение в бетоны и растворы химических добавок, применение электропрогрева бетона, учтены нормами сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007).

В связи с этим стоимость дополнительных работ и материальных ресурсов, включая электроэнергию, связанных с применением в бетонах и растворах химических добавок, применением быстротвердеющих бетонов и растворов, прогревом конструкций и изделий, а также применением электропрогрева, включены в сметные нормы и дополнительной оплате не подлежат.

Согласно пункту 1.6.18 общих положений ФЕР-2001 необходимость применения технологического электропрогрева для ускорения твердения бетона и оборачиваемости опалубки монолитных конструкций не в зимний период должна быть обоснована проектом организации строительства (ПОС).

ПОС должен содержать расчетные обоснования объема монолитных работ, выполняемых с проведением мероприятий по интенсификации набора прочности бетона не в зимнее время, на основании которых заказчиком принимается решение об оплате указанных работ с использованием расценки ФЕР-2001 часть 6 таблицы 06-01-017.


(Письмо от 13.06.2013 № 5219 – ДБ/12/ГС)



Дата публикации: 10.10.2013
вернуться к списку категорий
04.09.2013

Вопрос: В разработанной нашей организацией проектно-сметной документации строительства скоростной автомобильной дороги стоимость песка для сооружения земляного полотна определена по позиции ТЕР для Новгородской области ТСЦ-408-0122 «Песок природный для строительных работ».
Однако отдельные экспертные организации в целях снижения общей стоимости работ предлагают определять стоимость песка для сооружения земляного полотна по позиции ФССЦ-408-0172 «Песок для строительных работ из отсевов дробления, марка 600, очень мелкий».
При этом ими не принимается во внимание то, что указанный участок строительства автомобильной дороги проходит в сложных инженерно-геологических условиях, которые характеризуются высоким уровнем стояния грунтовых вод в основаниях насыпи и значительным протяжением заболоченных участков местности с болотами 2-го и 3-го типов.
Также экспертными организациями не учитываются и следующие факторы:
- продукт дробления известнякового камня - песок очень мелкий в своем составе содержит песчаные, пылеватые и глинистые частицы, представленные минералом кальцитом и является грунтом техногенного происхождения, обладающим при увлажнении способностью к набуханию, разжижению (тиксотропии) и потере несущей способности;
- пунктом 2.2. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» не допускается применение таких материалов для сооружения земляного полотна из-за способности изменять прочность и устойчивость под воздействием природно-климатических факторов;
- опыт применения песка для строительных работ из отсевов дробления (марка 600, очень мелкий) в настоящее время отсутствует, так как он в строительстве автомобильных дорог ранее не применялся.
В связи с изложенным, прошу подтверждения о правомерности определения в сметной документации строительства стоимости песка для сооружения земляного полотна (в соответствии с принятыми проектными решениями по получению песка из местных карьеров) - по позиции ТЕР для Новгородской области ТСЦ-408-0122 «Песок природный для строительных работ».

Ответ:

В соответствии со статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе указывается метод составления сметной документации и вид используемой сметно-нормативной базы).
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.01.2010 № ДК-П9-8пр Минрегионом России (письмо от 09.07.2010 № 26686-КК/08) предложено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести территориальные сметные нормативы в соответствие с государственными сметными нормативами в срок до 1 августа 2010 года.
В связи с изложенным разработку сметной документации рекомендуется осуществлять только с применением территориальных сметных нормативов, приведенных в соответствие с государственными сметными нормативами, или с применением федеральных сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
В соответствии с заданием на разработку проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги сметная стоимость строительства данного объекта должна определяться с использованием территориальных сметных нормативов соответствующих субъектов Российской Федерации.
При составлении сметной документации, выбор той или иной расценки на выполняемые работы, а также материальных ресурсов, не учтенных расценками, осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями, технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектной документации.

Письмо от 01.03.2013 №1217-БМ/12/ГС

Дата публикации: 04.09.2013
вернуться к списку категорий
15.07.2013

Вопрос: Просим дать разъяснение о правомерности применения расценок. На объекте производится монтаж комплектной трансформаторной подстанции:
- при устройстве фундамента под КТП применена расценка ТЕР 33-04-029-03;
- при установке оборудования для КТП применена расценка ТЕР 33-04-029-06.
Заказчик требует применить только расценку ТЕР 33-04-029-006 для устройства фундамента и установки оборудования для КТП.
Просим разъяснить, действительно ли в расценку ТЕР 33-04-029-06 входит устройство фундамента под КТП? Если входит, то где ресурсы, в том числе неучтенные, для выполнения данного вида работ?

Ответ:

Нормы и расценки 05-08 таблицы 33-04-029 части 33 «Линии электропередачи» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17.11.2008 № 253, предназначены для определения затрат на устройство комплектных трансформаторных подстанций киоскового типа (КТП), поставляемых к месту монтажа в собранном виде с укомплектованным оборудованием. При этом затраты на устройство фундаментов под КТП киоскового типа определяются дополнительно по нормам и расценкам 01-04 таблицы 33-04-029.

Письмо от 18.01.2013 №494-12/ДБ-Готв/ГС

Дата публикации: 15.07.2013
вернуться к списку категорий

Подписка
на обновления сайта

ГОССТРОЙИНФО

Федеральная
информационная служба
по ценообразованию
в строительстве
Чтобы подписаться на рассылку
новостей введите свой e-mail:
Подписаться
26423 подписчиков