Вопросы-ответы

Категория: Стоимость материальных ресурсов
Всего вопросов в категории: 37

14.10.2014

Вопрос:

При составлении локальных сметных расчетов (локальных смет) определение стоимости материалов, отсутствующих в ТСНБ-2001 в редакции 2009г., осуществля­ется путем деления текущих цен Поставщиков на индексы данного периода на материа­лы к ценам по состоянию на 1.01.2000г.

В соответствии с п.4.24 МДС 81-35.2004г., составляя таблицу пересчета в базисный уровень цен, применяемых в сметах материалов, по согласованным с Заказчиком прайс - листам, в связи со сложностью в получении необходимых данных для расчетов и большим объемом калькулирования транспортных затрат, мы учитываем транспортные и заготовительно - складские расходы по материалам, схожим по характеристикам, как раз­ницу между сметной и отпускной ценой по ТСЦ или от 3-х до 5% отпускной стоимости материала с последующим учетом заготовительно - складских расходов.

При проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строитель­ства, эксперты настаивают на исключении транспортной составляющей сметной цены вообще или предлагают расценивать данные затраты по сборнику «Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства», утвержденному приказом Минрегионразвития РФ от 20.07.2011 №354, что на стадии разработки сметной документации не пред­ставляется возможным в связи с отсутствием весовых характеристик многих материа­лов, наценок снабженческо - сбытовых организаций, расходов на тару, упаковку и реквизит, согласованных с Заказчиком транспортных схем доставки привозных материалов и т.п.

Для справки: в одной из последних таблиц пересчета в базисный уровень цен, применяе­мых в сметах материалов по согласованным прайс - листам, переданных нами в эксперти­зу, было более 100 (ста) позиций.

Убедительно просим Вас дать четкие разъяснения: как учитывать транспортную со­ставляющую (от Поставщиков до приобъектного склада) в сметной цене материалов, от­сутствующих в ФССЦ и/или в ТСНБ-2001 в редакции 2009г.

Ответ:

В случае отсутствия в федеральном (территориальном) сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции показателей стоимости отдельных материалов, опреде­ление их отпускной стоимости в текущем уровне цен допускается в локальных сметах и актах выполненных работ по прайс-листам (счетам-фактурам), согласованным с заказчи­ком.

В случае необходимости расчет транспортной составляющей в сметной цене материалов, изделий и конструкций, отсутствующих в ФССЦ (ТССЦ) - 2001, осуществляется по каль­куляциям на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строи­тельно - монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций, их габаритов, а также транспортных схем в составе проекта организации строительства(ПОС).

Калькуляции могут составляться с использованием данных о текущих сметных ценах на механизмы и автотранспортные средства, сообщаемых региональными органами по це­нообразованию в строительстве, а, в случае их отсутствия, с использованием данных мони­торинга о действующих тарифах на перевозки грузов транспортными организациями.

 

(Письмо от 23.05.2014 №509- 20340/ФЦ)

Дата публикации: 14.10.2014
вернуться к списку категорий
12.08.2013

Вопрос: Просим ответить на вопрос, связанный с порядком отражения в сметной документации стоимости материалов, отсутствующих в федеральных или территориальных сборниках сметных цен на материалы, изделия и конструкции, в данном конкретном случае.
Договор на проектирование и строительство лечебно-диагностического корпуса подписан сторонами по результатам открытого аукциона в твердой договорной цене. При этом взаиморасчеты сторон по договору производятся по сметам в составе рабочей документации, составленным в ТЕР-2001, с применением договорного индекса к СМР (средневзвешенный индекс к СМР для объектов здравоохранения, разработанный ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве», соответствующий кварталу проведения открытого аукциона - 4 квартал 2010 г., с учетом прогнозного уровня инфляции), в пределах твердой договорной цены.
При разработке смет в ценах 2001 г. в составе рабочей документации проектировщик поступает следующим образом: стоимость материалов, изделий и конструкций, определенную по прайс-листам, делит на индекс, разработанный ГБУ КК «Управление ценообразования в строительстве» по статье «Материалы» для объектов здравоохранения, соответствующий временному периоду издании прайс-листа, определяя таким образом базисную стоимость конкретного материального ресурса. Заказчик (Главное управление строительства Краснодарского края) требует корректировки разработанной сметной документации стадии «РД» и пересчета стоимости материалов по прайс-листам в базисный уровень цен с применением средневзвешенного индекса изменения сметной стоимости СМР, причем в уровне цен 2 квартала 2012 г. - периода получения положительного заключения госэкспертизы по сметной документации стадии «Проект».
Необходимо отметить, что сметная документации на стадии «Проект» составлена па основании укрупненных показателей объектов-аналогов и отдельных локальных сметных расчетов по единичным расценкам в ТЕР-2001, где в незначительном объеме представлены материалы по прайс-листам, с применением ко всем расчетам средневзвешенного индекса изменения сметной стоимости СМР.
Проектировщик и генподрядчик возражают против данного требования заказчика, ссылаясь на ряд опубликованных ранее разъяснений Минрегиона и ФАУ «ФЦЦС» по данному вопросу.

Ответ:

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее-Федеральный закон) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России письмом от 19 августа 2009 года № 13613-АИ/Д05 и ФАС России письмом от 18 августа 2009 года № ИА/27690 установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на выполнение конкретных работ и является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Одновременно сообщается, что в случае отсутствия базисных цен на отдельные материалы, изделия, конструкции в федеральной (территориальной) сметно-нормативной базе 2001 года (ФЕР (ТЕР) - 2001), их стоимость при составлении сметной документации для объектов  капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется определять на основании сборников средних сметных цен в текущем уровне цен, выпускаемыми центрами ценообразования в строительстве, а в случае их отсутствия, на основании фактических затрат с приведением в базисный уровень цен ежеквартальными индексами пересчета. Пересчет стоимости материальных ресурсов из базисного в текущий уровень цен необходимо осуществлять с применением того же индекса.

Письмо от 22.01.2013 №217-ДБ/12/ГС

Дата публикации: 12.08.2013
вернуться к списку категорий
05.08.2013

Вопрос:

При применении в сметной документации горячекатаной арматурной стали с использованием шифров с 204-0101 по 204-0110 правомерно ли применять использование надбавок за сборку и вязку плоских и пространственных каркасов и сеток, учитываемых в сметной документации с использованием шифров с 204-0032 по 204-0057 государственных сметных нормативов.

Ответ:

Надбавки за сборку и вязку плоских и пространственных каркасов и сеток, учитываемые в сметной документации с использованием шифров с 204-0032 по 204-0057 государственных сметных нормативов «Федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.07.2009 № 308, следует применять при учете в сметной документации горячекатаной арматурной стали с использованием шифров с 204-0001 по 204-0031, с 204-0101 по 204-0135.

Письмо от 26.02.2012 №1019-ИМ/12/ГС

Дата публикации: 05.08.2013
вернуться к списку категорий
01.07.2013

Вопрос: До вступления в силу дополнений № 8 к федеральной сметно-нормативной базе (ГЭСН-2001, ФЕР-2001 редакции 2009 года) для учета в локальных сметах стоимости асфальтобетонных смесей ЩМА-15 и ЩМА-20, использовались стоимости согласно прайс-листов и коммерческих предложений поставщиков, сложившихся на момент разработки проектно-сметной документации, т.к. в территориальной сметно-нормативной базе Краснодарского края отсутствуют стоимости на данные асфальтобетонные смеси.
Министерство регионального развития РФ приказами № 260, 261, 262, 263 от 29 июня 2012 г утвердило дополнения № 8 к федеральной сметно-нормативной базе (ГЭСН-2001, ФЕР-2001 редакции 2009 года), вследствие чего, при прохождении государственной экспертизы проектно-сметной документации, Ростовский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» требует в локальных сметах учитывать стоимость асфальтобетонных смесей ЩМА-15 и ЩМА-20 по базе ФЕР-2001, которая не отражает ценовой ситуации в Краснодарском крае.
Просим дать разъяснения о возможности использования при составлении сметной документации цен на материальные ресурсы, принятых по прайс-листам и коммерческим предложениям поставщиков (с переводом в базовые цены) или по данным филиала ФАУ «ФЦЦС» по Краснодарскому краю в случае значительного отклонения базовой стоимости материальных ресурсов от рыночной стоимости, сложившейся на текущий момент времени.

Ответ:

В случае отсутствия базисных цен на отдельные материалы, изделия, конструкции в территориальной сметно-нормативной базе 2001 года (ТЕР-2001), их стоимость рекомендуется определять на основании региональных сборников средних сметных цен в текущем уровне цен, выпускаемыми региональными центрами ценообразования в строительстве, а в случае их отсутствия, на основании фактических затрат с приведением в базисный уровень цен ежеквартальными индексами пересчета. Пересчет стоимости материальных ресурсов из базисного в текущий уровень цен необходимо осуществлять с применением того же индекса.
Включение в сметную документацию, составленную на основании территориальных единичных расценок, стоимости материальных ресурсов с использованием сборников федеральных сметных цен, по мнению Госстроя, некорректно.
Одновременно сообщается, что ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ разрабатываются на полный комплекс строительно-монтажных работ в целом на объект капитального строительства и учитывают оплату труда рабочих-строителей, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, стоимость материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль.
Определение сметной стоимости материальных ресурсов с применением ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ не соответствует действующей методологии ценообразования.

Письмо от 21.01.2013№172-ДБ/12/ГС

Дата публикации: 01.07.2013
вернуться к списку категорий
21.05.2013

Вопрос: Прошу дать разъяснения, каким образом должен быть учтен возврат стоимости материалов в локальной смете от разборки металлоконструкций при реконструкции зданий и сооружений. А так же правомерно ли, требование Заказчика о включении возвратных сумм в сметную документацию, если металлолом был утилизирован на полигоне с получением соответствующих справок, а не реализован. 

Ответ:

В соответствии с п. 4.12 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в случаях, когда согласно проектным решениям осуществляется разработка конструкций или снос зданий и сооружений, по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за итогом локальных сметных расчетов (смет) справочно приводятся возвратные суммы (суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений).
Эти суммы не исключаются из итога локальных смет и из объема выполняемых работ.
Они показываются отдельной строкой под названием «в том числе возвратные суммы» и определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по цене возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке к месту складирования.
В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки, их стоимость в возвратных суммах не учитывается.

Письмо от 28.12.2012 №3883-ИП/12/ГС

Дата публикации: 21.05.2013
вернуться к списку категорий
25.03.2013

Вопрос: Нашей организацией, являющейся генеральным подрядчиком, приобретены материальные ресурсы для нужд строительства.
Просим разъяснить порядок отнесения материальных ресурсов в сметной документации к графе «материалы» или «оборудование» при определении сметной стоимости работ по монтажу оборудования.

Ответ:

Порядок отнесения материальных ресурсов в сметной документации к графе «материалы» или «оборудование» при определении сметной стоимости работ по монтажу оборудования для сметно-нормативной базы 2001 г. установлен пунктами 2.7.2, 2.7.5. МДС 81-37.2004.
Согласно п.п. 2.7.2, 2.7.5. МДС 81-37.2004 перечень материалов, изделий и конструкций, приведенных в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующим сборникам на монтаж оборудования, расход которых зависит от проектных решений, включается в объем строительно-монтажных работ.
Материалы и изделия производственно-технического назначения, не включенные в указанные перечни к ГЭСНм-2001 и ФЕРм-2001, следует относить к оборудованию.
Порядок отнесения материальных ресурсов в сметной документации к графе «материалы» или «оборудование» при определении сметной стоимости специальных строительных работ приведен в приложении к Порядку применения норм накладных расходов в строительстве, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 22 апреля 1983 г. № 84.
Учитывая изложенное, порядок отнесения ресурсов к материалам или оборудованию зависит от норматива, который применяется при определении затрат на установку (монтаж) соответствующего ресурса.

Письмо от 17.12.2012 №3457-СГ/12/ГС

Дата публикации: 25.03.2013
вернуться к списку категорий
26.02.2013

Вопрос: В связи со строительством уникального объекта проводятся работы по монтажу металлоконструкций, которые являются уникальными по своей конструкции, примененным материалам и весу. Данные конструкции отсутствуют в действующих сборниках средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве.
В процессе прохождения государственной экспертизы проектной документации ФАУ «Главгосэкспертиза России» затребовало согласование стоимости металлических конструкций в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр).
Согласно пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр 15. 12.2009 под № 94, стоимость материальных ресурсов в сметной документации может определяться: в базисном уровне цен - по федеральным, территориальным и отраслевым сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных, заготовительно-складских и прочих расходов.
Учитывая изложенное, в случае отсутствия отдельных материалов, изделий и конструкций в номенклатуре федерального (территориального) сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, их сметную стоимость при составлении сметной документации рекомендуется определять в текущем уровне цен по данным заводов-изготовителей (поставщиков) с последующим учетом транспортных, заготовительно-складских и прочих расходов.
Одновременно сообщается, что согласование стоимости материальных ресурсов в текущем уровне цен относится к компетенции заказчика.

Письмо от 21.06.2012 №15390-ДШ/08

Дата публикации: 26.02.2013
вернуться к списку категорий
21.01.2013

Вопрос: По какому сборнику определяется стоимость высокоточных железобетонных блоков для сооружений тоннельной обделки?

Ответ:

Сметная стоимость блоков железобетонных высокоточных для сооружений тоннельной обделки (шифры ресурсов 403-5323÷403-5333) определяется в соответствии с изменениями в часть IV «Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы» государственных сметных нормативов «Федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве» ФССЦ-2001, утвержденными приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №629.
Одновременно сообщается, что в соответствии с п. 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2008 года № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемого полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Письмо от 13.02.2012 №2862-ДШ/08

Дата публикации: 21.01.2013
вернуться к списку категорий
04.12.2012

Вопрос: При составлении сметного расчёта на подрядные работы заказчик требует исключить основной материал (трубную продукцию) из сметной стоимости работ, обосновывая принадлежность материала заказчику, что противоречит п.4.22 МДС 81-35.2004. Работы ведутся в рамках реконструкции за счёт средств амортизация предприятия (ГУП).

Ответ:

В соответствии с п. 4.22 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобретал.
При взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком в объеме выполненных работ учитывается стоимость всех материалов, включая материалы поставки заказчика.
Стоимость материалов, приобретенных заказчиком, указывается за итогом акта выполненных работ как сумма, подлежащая возврату заказчику при расчетах с подрядчиком.

Извлечение из письма от 28.12.2011 №30580-08/ДШ-ОГ

Дата публикации: 04.12.2012
вернуться к списку категорий
28.05.2012

Вопрос: В настоящее время наша организация ведет работы по строительству объекта за счет внебюджетных средств.
При проверке актов приемки выполненных работ Заказчиком были выданы замечания об исключении из расчета фактической сметной стоимости песка и скального грунта заготовительно-складских расходов.
Указанные замечания мотивировались тем, что для данных материалов не требуется складирование и по «Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004» применение заготовительно-складских расходов предусмотрено только на поставляемое оборудование, а «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99» признаны недействующими.
Мы не можем согласиться с таким подходом по следующим причинам:
1. В соответствии с пунктом 4.24. «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004» при определении сметной стоимости материальных ресурсов (в том числе песка и скального грунта) должны учитываться заготовительно-складские расходы.
2. В Общих положениях по применению ТЕР-2001 Приморского края указано, что заготовительно-складские расходы учтены в сметной стоимости материальных ресурсов. При этом заготовительно-складские расходы приняты для строительных материалов, изделий и конструкций в размере 2% в соответствии с пунктом 3.3.12. «Методических указаний по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99».
3. «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99» с 03.12.2010 года включены в Реестр государственных сметных нормативов (раздел 2 «Временно действующие государственные сметные нормативы»), регистрационный №134.

Ответ:

В соответствии с п. 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) стоимость материальных ресурсов может определяться в текущем уровне цен по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.
Заготовительно-складские расходы принимаются в процентах от стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных затрат (франко-транспортное средство на приобъектном складе строительной площадки). Заготовительно-складские расходы учитывают не только затраты на хранение материалов, но и расходы, связанные с трудноустранимыми потерями и порчей материалов при их транспортировке.
Для объектов, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, они не должны превышать общеотраслевые нормативы:
- 2% - для строительных материалов, изделий и конструкций;
- 0,75% - для металлических конструкций.
Одновременно сообщается, что Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозки грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99) признаны временно действующими государственными сметными нормативами и внесены в федеральный реестр сметных нормативов.

Извлечение из письма от 17.10.2011 №28269-ДШ/08

Дата публикации: 28.05.2012
вернуться к списку категорий

Подписка
на обновления сайта

ГОССТРОЙИНФО

Федеральная
информационная служба
по ценообразованию
в строительстве
Чтобы подписаться на рассылку
новостей введите свой e-mail:
Подписаться
26423 подписчиков