05.02.2015

Реформа системы ценообразования

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным неоднократно поднимались вопросы о необходимости оптимизации издержек государства на инвестиционные цели, в том числе направленные на снижение стоимости строительства.

В развитие соответствующих поручений Президента и Правительства Российской Федерации под руководством Министра строительства Российской Федерации М.А.Меня проводится масштабная работа по разработке и внедрению новых принципов ценообразования, основанных на ресурсном методе определения стоимости основных конструктивных элементов объектов капитального строительства.

В 2015 году будут классифицированы основные виды конструктивных решений, применяемых в строительстве, а также организована система мониторинга стоимости ценообразующих строительных ресурсов с последующим введением необходимых дополнительных видов государственного статистического наблюдения.

Запланировано разработать и ввести в действие новые виды сметных нормативов - нормативы цены конструктивных решений в текущем уровне цен на начало 2015 года (с дальнейшей ежегодной актуализацией) и нормативы цены строительства в уровне цен по состоянию на 01.01.2015, которые позволят избежать погрешности при бюджетном планировании строительных (инвестиционных) проектов на перспективный период.

Существующие в настоящее время «технологические» сметные нормативы (ФЕР-2001, ТЕР-2001), предусматривают открытые цены государственных контрактов на строительство, действующие до 2008 года, иными словами, фактическая стоимость объектов определялась непосредственно в процессе строительства на основании рабочей документации. Применение этих нормативов в отсутствии рабочей документации может приводить к погрешностям при определении сметной стоимости строительства объекта на стадии, когда имеется лишь проектная документация (состав разделов которой близок к ранее существовавшей ранней (предварительной) стадии проектирования "П" и определён постановлением Правительства Российской Федерации № 87).

В условиях действующего градостроительного и бюджетного законодательства, при определении твёрдой (окончательной) цены объекта капитального строительства в составе проектной документации (выставляемой на аукцион), применяются лишь общие объемно-планировочные и конструктивные решения, единичные расценки ФЕР-2001 и ТЕР-2001 по своей (технологической) структуре не соответствуют составу исходных данных, имеющихся в проектной документации.

Для исключения погрешностей при определении сметной стоимости на стадии формирования проектной документации запланировано ввести новые виды сметных нормативов, которые по своей структуре соответствуют имеющемуся в проектной документации составу исходных данных. Кроме того, появление этих нормативов значительно сократит возможности для принятия нерациональных конструктивных и избыточных объемно-планировочных решений.

В настоящий момент существует ошибочное мнение о влиянии «технологических» сметных нормативов, утверждаемых Минстроем России, на фактическую стоимость объекта, а также возможность её завышения в связи с «неточностями» сметного нормирования.

В соответствии с действующим градостроительным и бюджетным законодательством, сметные нормативы предназначены исключительно для стадии проектирования объекта капитального строительства, обеспечения процесса проверки достоверности определения сметной стоимости в составе проектной документации и определения начальных (максимальных) цен государственных контрактов.

Для расчетов за выполненные работы и определения фактических затрат исполнителя государственного контракта в процессе строительства сметные нормативы прямым образом не предназначены. В случае использования расчетов стоимости строительства, выполненных в составе проектной документации (на основании которых определялась начальная (максимальная) цена контракта), для расчетов за выполненные работы эти расчеты являются одним из способов определения стоимости отдельных платежных этапов в рамках уже установленной по итогам аукциона цены контракта. Фактически, используемые при строительстве материалы, механизмы и технологии определяются в составе рабочей документации, разрабатываемой в процессе строительства и зависят исключительно от методов организации строительного производства, источников поставок строительных ресурсов конкретного строительного предприятия – исполнителя государственного контракта. В составе разделов проектной документации (разрабатываемой на стадии, предшествующей выбору исполнителя государственного контракта на аукционе) исчерпывающие технологические решения отсутствуют.

С юридической точки зрения сметные нормативы являются системой показателей, применяемых для поэлементного расчета стартовых - начальных (максимальных) цен при проведении аукционов на выбор поставщика строительной продукции. «Строительство» является единственной отраслью, где эта система показателей создана и функционирует. В иных отраслях этой системы показателей не существует и начальные (максимальные) цены аукционов и конкурсов определяются в значительно более произвольном порядке.

При обеспечении проведения аукционов без ограничения конкуренции и исключения картельных сговоров, связанных с поставкой строительных ресурсов, завышение стоимости строительства путем применения «неточных» сметных нормативов (не в полной мере соответствующих применяемым технологиям, избыточно учтенных либо упущенных в сметах и т.д.) не представляется возможным.

Реальные причины избыточных издержек бюджетной системы на инвестиционные цели и пробелы в законодательстве, приводящие к возможности завышению стоимости объектов капительного строительства:

  1. Нерациональное размещение объекта капитального строительства

    Например:

    В составе проектной документации на объект капитального строительства предусматривается не только возведение здания или сооружения, но и строительство внешних инженерных сетей жизнеобеспечения, а также благоустройство.

    Еще на стадии бюджетного планирования разница в стоимости непосредственно зданий (сооружений) одного назначения с сопоставимыми показателями мощности исключается, в связи наличием утверждаемых Минстроем России (с 2011 года) нормативов цены строительства (НЦС).

    В то же время, учитывая, что в составе проектной документации кроме стоимости здания (сооружения) учитывается стоимость внешних инженерных сетей, которые могут иметь различную протяженность, сметная стоимость в целом объекта капитального строительства может отличаться значительно. В отдельных случаях (нерационального размещения детских садов, школ, объектов здравоохранения и др.) затраты на инженерные сети превосходят стоимость самих зданий.

    В случае размещения объектов в сложных инженерно-геологических условиях затраты на устройство их фундаментов могут быть сопоставимы или даже кратно превосходить издержки на строительство самих зданий (сооружений).

  2. Нерациональные конструктивные решения, принимаемые на стадии проектирования объекта

    Например:

    В случае замены в проектах металлических опорных конструкций на железобетонные возможно снижение издержек на строительство до 20% без ущерба надёжности, безопасности и эстетическим свойствам в рамках уже принятых объёмно-планировочных решений.

  3. Избыточные объемно-планировочные решения принимаемые на стадии проектирования

    Например:

    Увеличение высоты этажа в зданиях средних школ на 60 см (с 3,0 м до 3,6 м) на основании новых норм Свода правил «Общественные здания и сооружения» (СНиП 31-06-2009 введенный взамен СНиП 2.08.02-89*) влечет за собой увеличение издержек на строительство 1 кв. метра образовательных учреждений не менее чем на 10% в расчёте на 1 кв.м. здания, а в совокупности с применением новых санитарно-эпидемиологических требований СанПиН, а также норм и правил пожарной безопасности затраты на строительство одного ученического места на ~40% больше стоимости строительства объектов по требованиям нормативных документов, действовавших до 2009-2010 года.

    Избыточное увеличение пролетов между опорными конструкциями в общественных зданиях с целью формирования свободного пространства для «эстетических целей» может повлечь дополнительные издержки в размере 10% стоимости всего здания на каждые 1-2 метра пролета.

    Одной из первоочередных мер, направленных на ограничение возможностей для принятия перечисленных выше нерациональных решений на стадиях бюджетного планирования и проектирования, может стать введение рекомендаций для проектных организаций и органов государственной экспертизы с индикативными показателями соотношений затрат на внешние инженерные сети в составе общей стоимости строительства, диапазонов нормальных пропорций затрат между основными видами строительных конструкций в общей структуре стоимости строительства, рекомендуемых соотношений в планировочных решениях, а также предусмотреть процедуру рассмотрения «особых» случаев на предмет их экономической целесообразности.

вернуться назад
Федеральная информационная служба
по ценообразованию в строительстве Госстройинфо
Подписаться
27094 ПОДПИСЧИКОВ